§ 60. Дисперсия света. Цвета тел. -

Вопросы.

1. С какой целью ставился опыт, изображенный на рисунке 161, и как он проводился? Каков результат опыта и какой вывод из него следует?



Опыт на рис. 161 ставился с целью выявить зависимость между частотой световой волны и ее показателем преломления.
Через диафрагму пропустили пучок белого цвета. Поочередно с помощью красного и синего светофильтра получили изображение щели красного и синего цвета на экране. Их положение при этом было одинаковым. Затем расположив на пути пучка треугольную стеклянную призму было замечено, что свет различной окраски отклоняется призмой по разному (синий больше чем красный).
Следовательно абсолютный показатель преломления стекла зависит не только от материала, из которого изготовлена призма, но и от частоты (цвета) света.



2. Что называется дисперсией света?

Дисперсией света называется зависимость показателя преломления вещества и скорости света от частоты световой волны.



3. Расскажите об опыте по преломлению белого света в призме. (Ход опыта, результаты, вывод.)

Ход опыта: Через треугольную стеклянную призму пропустили пучок белого света.
Результаты: Пучок отклонился к более широкой части призмы и разложился в спектр.
Выводы: Белый свет является сложным, состоящим из волн разных цветов (частот).




4. Какой свет называется простым? Как иначе называют свет простых цветов?

Свет больше не разлагающийся призмой, т.е. состоящий из лучей одного света, называется простым или монохроматическим.



5. В чем мы удостоверились, собрав с помощью линзы свет всех цветов спектра в белый?

Мы удостоверились, что белый цвет является составным.



6. Расскажите об опыте, изображенном на рисунке III цветной вклейки.

При быстром вращении картонного диска с разноцветными секторами создается впечатление, что он белый.




7. В чем заключается физическая причина различия цветов окружающих нас тел?

Это обусловлено тем, что тела разной окраски поглощают и отражают лучи разных цветов в разных отношениях.



Упражнения.

1. На столе в темной комнате лежат два листа бумаги — белый и черный. В центре каждого листа наклеен оранжевый круг. Что мы увидим, осветив эти листы белым светом? оранжевым светом такого же оттенка как и круг?

При освещении белым цветом мы увидим белый и черный листы с наклеенными на них оранжевыми кругами. При освещении оранжевым цветом на белый лист станет отражать оранжевый цвет и мы не увидим на нем круга, а на черном листе мы увидим оранжевый круг.



2. Напишите на белом листе бумаги первые буквы названий всех цветов спектра фломастерами соответствующих цветов: К — красным, О — оранжевым, Ж — желтым и т. д. Рассмотрите буквы через трехсантиметровый слой ярко окрашенной прозрачной жидкости, налитой в тонкостенный стакан. Запишите результаты наблюдений и объясните их.
Указание: в качестве указанной жидкости можно использовать, например, малиновый или лимонный сиропы, различные соки и т. п. 


При рассматривании цветных букв через окрашенные растворы можно наблюдать, что буквы того же цвета что и раствор, становятся малозаметными, а другие изменяют свой цвет. Это связано с тем, что окраска вещества связана с его способностью отражать и поглощать определенные цвета.




3. Почему при дневном и вечернем освещении цвет одного и того же тела немного различается?

Днем небо выглядит синим, а вечером небо вблизи горизонта, окрашиваются в красные тона, следовательно днем и вечером свет от солнца имеет разный цвет, потому и оттенки освещаемых им тел отличаются.